
Ma'ruza

В пору пандемии, которая стала глобальной угрозой для всего мира в последние годы, глава ООН Антониу Гутерриш обратился «ко всем воюющим сторонам в мире с призывом немедленно сложить оружие и бороться с общим врагом – коронавирусом». Однако, как отметил Генеральный секретарь «насилие не ограничивается только полем боя - многих женщин и девочек опасность подстерегает там, где они должны чувствовать себя в полной безопасности: в собственном доме»[1]. Гутерриш напомнил, что «изоляция на дому и карантин – необходимые меры сдерживания пандемии COVID-19. Но именно в результате этого многие женщины оказались в западне – лицом к лицу с партнерами, склонными к агрессии».
Как отметил Генеральный секретарь: «В последнее время по мере усиления экономической неопределенности и социальных ограничений, роста чувства страха и тревоги мы становимся свидетелями ужасающей вспышки насилия в семье, причем в глобальном масштабе». В некоторых странах число женщин, обращающихся в службы поддержки, удвоилось. «В то же время медицинские учреждения и полицейские службы перегружены и испытывают нехватку персонала. Работа местных групп поддержки парализована или им не хватает средств. Некоторые приюты для жертв домашнего насилия закрыты, другие переполнены», - отметил Антониу Гутерриш. Он настоятельно призвал все правительства включить предотвращение насилия против женщин и возмещение причиненного им ущерба в свои планы борьбы с COVID-19 в качестве одной из основных задач. Это означает, что необходимо увеличить объем финансирования онлайновых служб поддержки и организаций гражданского общества и не отказываться от судебного преследования тех, кто жестоко обращается с женщинами.
Специальный докладчик ООН по вопросу о насилии в отношении женщин в своем докладе также призывала «все заинтересованные стороны гарантировать каждой женщине и девочке жизнь без насилия путем проведения целостной комплексной политики в сфере предупреждения, защиты и судебного преследования в связи с насилием в отношении женщин». Так, Спецдокладчик призвала «к полному принятию, включению в законодательство и осуществлению глобальных и региональных договоров о правах женщин и насилии в отношении женщин»[2].
Следует особо обозначить, что насилие в отношении женщин является одним из наиболее распространенных нарушений прав человека, поскольку оно принимает различные формы (физическое, сексуальное, психологическое, экономическое насилие), совершается в отношении девочек и женщин всех возрастов, не ограничивается какой-либо социально-экономической группой населения или группой населения с определенным уровнем образования и имеет место практически во всех странах.
Несмотря на свою распространенность, проблема насилия в отношении женщин по-прежнему остается в тени, и для более эффективной борьбы с ней по-прежнему необходимы усилия по повышению уровня информированности об этой проблеме. По мере углубления понимания проблемы насилия в отношении женщин растет и понимание того, что эта проблема требует комплексных и целенаправленных ответных мер, выходящих за рамки реагирования на конкретные случаи или на отдельных правонарушителей, жертв и лиц, переживших насилие. То есть, требуется четкий системный подход по предотвращению первопричин этого явления, а не борьба с его последствиями постфактум.
Как правило, под домашним насилием понимается насилие, происходящее между супругами, постоянными или нерегулярными партнерами и сожителями. Как было отмечено, домашнее насилие включает в себя физическое, сексуальное, психологическое и экономическое насилие, а также угрозы применения насилия. Фактически, правонарушитель для осуществления контроля над супругой или партнером может использовать несколько форм насилия одновременно. Как и в случае с насилием в отношении женщин в целом, данные о домашнем насилии зачастую оказываются заниженными, что не позволяет получить полного представления об истинном масштабе проблемы.
По статистике ООН, в мире каждая третья женщина подвергается физическому насилию. Согласно последним оценкам, во всем мире 30% женщин подвергались насилию в течение своей жизни. Так, глобальное исследование, проведенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), показало, что примерно каждая третья женщина в мире в течение своей жизни сталкивалась с той или иной формой насилия со стороны партнера (распространенность насилия над партнером в течение жизни среди женщин, когда-либо состоявших в отношениях, составляет 40%).
В частности, по медико-демографическим данным женщины в странах центрально азиатского региона редко сообщают о насилии. Это обусловлено глубокими историческими патриархальными традициями, восточным менталитетом и особым образом мышления. Зачастую наши женщины боятся, что, если они расскажут о насилии, это плохо скажется на репутации семьи, родные и близкие не одобрят подобного решения, а окружающие будут осуждать в этом самих же женщин. Как правило, лишь 10-20% женщин-жертв насилия обращаются за медицинской и юридической помощью.
Как было отмечено на Генассамблеи ООН[3] в 1993 году, насилие в отношении женщин берет начало в гендерном неравенстве и дискриминации, когда исторически сложившиеся неравноправные отношения мужчин и женщин привели к доминированию над женщинами и их дискриминации со стороны мужчин. Насилие также препятствует полному раскрытию потенциала женщин и используется для поддержания зависимого положения женщин по сравнению с мужчинами.
Также международные исследования показывают, что физическое и половое насилие является глобальной проблемой общественного здоровья, которая влияет на треть женского населения в мире. Воздействие насилия на физическое и психическое здоровье женщин включает переломы, осложнения беременности, проблемы с психическим здоровьем до риска инвалидности и даже смерти. Исследование ВОЗ по оценке распространенности насилия в мире выявило, что 38% всех убийств женщин в мире было совершено их партнерами, а 42% женщин, испытавших насилие от рук партнера, как результат получили травмы (Garcia-Moreno и др., 2013).
Эта глобальная социальная проблема, к сожалению, на сегодняшний день очень актуальна и остра также и в Узбекистане. За последние годы правительство и гражданское общество страны расширили свое понимание проблемы насилия в отношении женщин, и всё в большей степени осознают тот долгосрочный вред, который эти формы насилия наносят женщинам, их детям, другим членам семьи и обществу в целом.
Важным шагом в решении этой острой социальной проблемы стал закон "О защите женщин от притеснения и насилия", принятый в сентябре 2019 года. Этот документ не только укрепил положение женщины в обществе, но и позволил увереннее продвигать вопросы гендерного равенства. В законе насилие разделяется на четыре вида — половое, физическое, экономическое и психологическое. А притеснение подразумевает домогательство или любое действие (и бездействие), унижающее честь и достоинство женщины, за совершение которого не предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Согласно данному закону[4], жертва притеснения и насилия имеет право на:
- обращение в уполномоченные органы и организации или суд с заявлением о совершении в отношении нее притеснения и насилия или угрозе их совершения;
- получение бесплатной правовой консультации, экономической, социальной, психологической, медицинской и иной помощи в специальных центрах, а также посредством бесплатной телефонной линии;
- обращение в органы внутренних дел с требованием о выдаче охранного ордера, а в случае нарушения условий охранного ордера — информирование их об этом;
- обращение в суд с требованием о возмещении причиненного ей материального ущерба и компенсации морального вреда вследствие совершенного притеснения, и насилия.
Охранный ордер выдается органами внутренних дел сроком на 30 дней с момента его оформления. Также важно отметить, что в случае размещения жертвы притеснения и насилия в специальном центре за ней сохраняется рабочее место. Время пребывания жертвы притеснения и насилия в специальном центре не является основанием для отчисления из образовательного учреждения в связи с пропуском занятий.
На сегодняшний день в стране действуют 29 центров реабилитации и адаптации женщин. Они были созданы в целях оказания временного убежища для женщин, пострадавших от домашнего насилия. Там обеспечиваются все необходимые условия и всесторонняя квалифицированная помощь на период выхода из кризисной ситуации. Зачастую, когда женщина с детьми уходит из семьи, муж проявляет агрессию в любых формах, пытаясь ее вернуть. В такие моменты ордер и для сотрудников центра, и для сотрудников внутренних дел является защитным механизмом, с помощью которого можно привлечь к ответственности не за очередное насилие, а предотвратить его.
Основаниями для предоставления охранного ордера являются:
· Обращение жертвы притеснения и насилия;
· Сообщения физических либо юридических лиц, в том числе и сообщения, распространившиеся в СМИ или в социальных сетях;
· Непосредственное установление фактов совершения притеснения или насилия либо попыток к их совершению представителями уполномоченных органов и организаций;
· Материалы, полученные от государственных и иных органов.
Следует отметить, что одним из ключевых направлений перспективной работы по решению проблемы насилия в отношении женщин и домашнего насилия, в том числе в ситуациях социального неблагополучия, являются усилия неправительственных организаций, в основном по поддержке и защите жертв домашнего насилия. Существуют также положительные примеры сотрудничества между НПО и органами власти, которые отвечают за борьбу с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в целях повышения уровня знаний и навыков.
Сегодня существуют два основных источника данных о ситуации с насилием в отношении женщин: официальная статистика (административные данные) и социальные опросы населения. В Узбекистане оценка распространенности насилия в отношении женщин и, в частности, домашнего насилия усложняется тем, что оба источника данных являются весьма ограниченными. Административные данные носят фрагментарный характер, отсутствуют целостно или быстро устаревают.
Социальные опросы используются для сбора информации о восприятии проблемы насилия в отношении женщин и домашнего насилия гражданами и об их личном опыте. В силу различий в методологиях и подходах данные, получаемые в ходе таких исследований, не являются ни непосредственно сопоставимыми, ни отражающими истинные масштабы проблемы. Таким образом, к сожалению, имеющиеся данные позволяют лишь сделать предположение о масштабах проблемы насилия в отношении женщин.
Несмотря на то, что эта тема на сегодняшний день стала предметом острой общественной дискуссии, преобладающее в обществе отношение как к насилию в отношении женщин, так и к домашнему насилию, к сожалению, остается неоднозначным. Хотя большая часть общества признает, что насилие в отношении женщин и домашнее насилие являются серьезными проблемами, консенсус общества и государства в отношении мер, необходимых для их решения, отсутствует. Кроме того, в нашем обществе глубоко укоренены стереотипные ментальные представления о заведомо заниженной роли женщин, а также «терпимость» к насилию в отношении женщин, а точнее, крепка позиция «умалчивать» - закрывать глаза на эту болевую точку.
Общество также разделено на тех, кто считает недопустимым вмешательство государства в то, что воспринимается как личное или семейное дело, и тех, кто считает жизненно важным создание системы государственной защиты для женщин, подвергающихся насилию. Также в нашем обществе нет пока консолидированной четкой позиции относительно того, является ли насилие в отношении женщин проблемой, вызывающей общественную обеспокоенность и требующей систематического реагирования со стороны государства.
Большинство наших сограждан по-прежнему ввиду менталитета, устоявшихся традиционных стереотипов, скептически относятся к роли государства в решении проблемы домашнего насилия. Тогда как, для эффективного предотвращения и ликвидации насилия в отношении женщин необходимы комплексные меры, которые должны учитывать все потребности жертв, применять консолидированный подход, основанный на правах человека, охватывать все уровни государственного управления и институтов гражданского общества, гибко реагируя на имеющиеся в обществе факты.
Так, в частности, для системного и результативного продолжения обозначенного в стране курса по предотвращения гендерного насилия, необходимо провести ряд комплексных мер, направленных на реализацию общей рекомендации № 35 (2017) о гендерном насилии в отношении женщин, а также общей рекомендацией № 19 Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин:
- введение в действующее законодательство поправок, в том числе в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и Закон о защите женщин от притеснения и насилия, для обеспечения того, чтобы насилие в семье было конкретно криминализовано, могло преследоваться в судебном порядке и наказываться соответствующими санкциями, соразмерными тяжести преступления;
- пересмотр Закона о защите женщин от домогательств и насилия и другого соответствующего национального законодательства, чтобы охватить все формы гендерного насилия и учесть особые потребности находящихся в неблагоприятном положении и маргинализированных групп женщин, включая женщин-инвалидов, женщин-мигрантов, женщин, живущих с ВИЧ/СПИДом;
- внесение поправок в национальное законодательство, предусматривающих диспозицию преступления изнасилование на отсутствии согласия, а не на применении угрозы силой;
- обеспечение своевременной и эффективной выдачи, исполнения и мониторинга охранных ордеров, в том числе, в соответствующих случаях, ордеров на выдворение, в случаях бытового насилия и наложение адекватных сдерживающих санкции за несоблюдение таких ордеров;
- поощрение сообщений обо всех формах гендерного насилия в отношении женщин и девочек, включая бытовое и сексуальное насилие, и обеспечение эффективного расследования всех таких случаев и судебного преследования виновных и наказание их соответствующими санкциями, при этом следует отдавать приоритет уголовному преследованию перед примирением и обеспечить привлечение к ответственности сотрудников правоохранительных органов, которые не принимают мер или отговаривают жертв от подачи жалоб;
- обеспечение доступа женщин и девочек к правосудию и поощрение сообщения о гендерном насилии в правоохранительные органы, в том числе посредством доступной и, при необходимости, бесплатной юридической помощи, облегчение бремени доказывания для заявителей и обеспечение доступного доступа к судебно-медицинским доказательствам;
- дальнейшее наращивание потенциала судей, прокуроров и других сотрудников правоохранительных органов в отношении гендерночувствительных методов расследования и допроса;
- укрепление службы поддержки и защиты жертв, включая круглосуточные горячие линии, адекватные приюты, медицинское обслуживание, психосоциальные консультации и экономическую поддержку по всем регионам страны;
- усиление информирования широкой общественности о преступном характере всех форм гендерного насилия, включая бытовое и сексуальное насилие, и о необходимости для женщин иметь возможность сообщать о таких случаях в правоохранительные органы, не опасаясь репрессий, стигматизации и повторной виктимизации.
Как результат исполнения этой рекомендации ООН, хотелось бы особо отметить, действующий законотворческий процесс Узбекистана как важные усилия законодательного решения проблемы гендерного насилия.
Так, в течение 2022 года созданной при Национальной комиссии Сената Олий Мажлиса рабочей группой, куда наряду с госорганами вошли представители гражданского общества, СМИ и блогеры, был разработан законопроект, предполагающий ужесточить наказания за преступления против половой свободы и половой безопасности женщин и детей.
И в результате огромной законодательной работы 6 апреля 2023 года Сенатом Олий Мажлиса был рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей», который был подписан Президентом страны 11 апреля и вступил в законную силу.
Следует отметить, что данный Закон наряду с установлением строгих мер наказания за различного рода насилие, совершаемое сегодня в отношении женщин и несовершеннолетних, служит предупреждению подобных негативных случаев.
Законом устанавливаются соответствующие меры административной и уголовной ответственности за семейное (бытовое) насилие, то есть насилие, совершенное в отношении супруги или супруга, бывшей супруги или бывшего супруга, лица, совместно проживающего на основе единого хозяйства или лица, имеющего общего ребенка.
Таким образом, домашнее насилие, воспрепятствование в осуществлении права на собственность, образование, здравоохранение и (или) труд, умышленное повреждение имущества и личных вещей, а равно, унижение чести и достоинства, запугивание, изоляция от близких родственников, совершенное в отношении супруги (супруга), бывшей супруги (бывшего супруга), совместно проживающего на основе единого хозяйства лица либо лица, имеющего общего ребенка, повлекшее расстройство здоровья, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия, а также при отсутствии признаков другого преступления, –
наказывается штрафом от десяти до тридцати базовых расчетных величин или обязательными общественными работами от ста шестидесяти до трехсот часов либо исправительными работами до двух лет.
- Те же деяния, совершённые повторно, группой лиц, повлёкшие причинение тяжкого телесного повреждения, наказываются ограничением свободы от трех до пяти лет или лишением свободы от трех до пяти лет.
- Те же деяния, совершённые в отношении женщины, заведомо для виновного находившейся в состоянии беременности; в отношении несовершеннолетнего; с особой жестокостью; из корыстных побуждений; из религиозных предрассудков; группой лиц; - наказываются лишением свободы от семи до десяти лет.
Те же деяния, повлёкшие смерть потерпевшего, наказываются лишением свободы от десяти до двенадцати лет.
Также ужесточено наказание за все формы сексуализированных преступлений.
- Увеличение сроков поможет не только наказать преступников, но и перевести посягательства на половую свободу в разряд тяжких преступлений. Например, за изнасилование без отягчающих обстоятельств предусмотрено наказание от 5 до 8 лет лишения свободы.
- Вступление в половую связь с лицом, не достигшим 16 лет, сейчас наказывается минимально общественным работами, максимально лишением свободы от 1 до 3 лет. В проекте предлагается лишать свободы на срок от 5 до 8 лет.
- Совершение преступления против половой свободы в отношении родственников и подопечных предлагается рассматривать как отягчающее обстоятельство.
- В предыдущей редакции Уголовного кодекса насилие против родственников и незнакомцев рассматривалось одинаково, что в корне неверно, ведь у близкого человека больше возможностей совершить преступление и повторять его систематически.
- Изнасилование или вступление в половую связь с несовершеннолетним со стороны лиц, осуществляющих воспитание, обучение или уход за несовершеннолетним, тоже может стать отягчающим обстоятельством, поскольку лицо, имеющее влияние на ребёнка и беспрепятственный доступ к нему, будут нести куда большую ответственность.
**Также в Уголовном кодексе предусмотрена новая статья «**1413. Разглашение сведений, ущемляющих честь и достоинство личности и отражающих интимные стороны жизни человека». В соответствии с которой распространение информации, содержащей фото и (или) видеоизображения обнаженного тела и (или) половых органов лица без его согласия, в том числе распространение в средствах массовой информации, сетей телекоммуникаций или всемирной информационной сети Интернет, либо угроза распространения такой информации –
наказываются штрафом от четырехсот до шестисот базовых расчетных величин или обязательными общественными работами до трехсот шестидесяти часов либо исправительными работами до трех лет.
Те же деяния, в отношении лица, заведомо для виновного, не достигшего восемнадцати лет, –
наказываются обязательными общественными работами от трехсот шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов или ограничением свободы от одного года до трех лет либо лишением свободы до трех лет.
Кроме того, устанавливается ответственность за совершение в отношении женщин действий сексуального характера, за преследование. Впредь предусмотрена административная ответственность за сексуальные домогательства. Так, сексуальное домогательство, то есть нежелательное однократное грубое или неоднократные оскорбляющие или унижающие честь и достоинство человека действия сексуального характера, выраженные в форме слов, жестов, звуков, замечаний, прикосновений, преследований, звонков и иных действий, влечёт наложение штрафа от 3 до 5 базовых расчётных величин или административный арест до 10 суток.
Отныне также устанавливается, что к лицам, совершившим сексуальное насилие, в том числе в отношении несовершеннолетних, не могут применяться гуманные акты в виде досрочного условного освобождения от наказания или замены наказания более мягким. Наоборот, наказания за такие преступления ужесточаются.
Еще одно из основных изменений, вносимых в законодательство, заключается в том, что в соответствии с действующим законодательством, знание обвиняемым возраста жертвы было одним из основных критериев при квалификации таких преступлений, как изнасилование и насильственное удовлетворение половой потребности в противоестественной форме. Теперь это правило отменяется, то есть незнание обвиняемым возраста потерпевшего не освобождает его от ответственности, предусмотренной соответствующими частями статей Уголовного кодекса.
Вместе с тем, предусматривается и запрет на занятие лицами, совершившими сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних, видами деятельности, предусматривающими воспитание, обучение детей и непосредственную работу с детьми, а также ведение перечня лиц, совершивших указанные виды преступлений. Несомненно, этот прогрессивный закон способен изменить ситуацию в жизни тысячи женщин и детей нашей страны!
И в заключение анализа важно отметить, что законодательство и политика, направленные на борьбу с насилием в отношении женщин и домашним насилием, должны одновременно стать частью более широкого комплекса законодательных и других мер, направленных на достижение фактического равенства между женщинами и мужчинами. Поскольку насилие в отношении женщин не может быть ликвидировано без обеспечения ликвидации дискриминации в отношении женщин в целом!
Ибо как сказала великая женщина - судья Верховного суда США Рут Гинзбург: Women belong in all places, where decisions are being made – Женщинам принадлежат все позиции, все места, где принимаются решения!