Добрый день, уважаемые участники конференции!
Прежде всего, хотелось бы выразить благодарность близкому соседу - братскому Кыргызстану, в лице Чынбаевой Асель Рыспековны за приглашение участвовать на этом важном международном мероприятии и приветствовать всех уполномоченных стран СНГ.
Уважаемые коллеги, пользуясь возможностью участия на такой уникальной международной площадке обмена опытом, хотела бы кратко ознакомить Вас с национальной практикой Узбекистана в сфере защиты прав ребенка.
Все международные документы в области прав человека, распространяется на детей в той же мере, как и на взрослых. В частности, в международных актах, касающихся прав ребенка, четко устанавливается - государство несет позитивную обязанность принимать эффективные меры по защите интересов ребенка.
Исторически первым международным документом, подписанным Узбекистаном (1992 г.) с момента обретения независимости стала именно Конвенция ООН по правам ребенка.
Так Узбекистан, на ряду всех государств-подписантов данной Конвенции, принял на себя международное обязательство.
Ввиду которого, а также исходя из приоритета новых конституционных гарантий, обеспечение наилучших интересов ребенка – обозначено как одно из ключевых направлений государственной политики Узбекистана.
Так согласно Конституции в новой редакции, государство берет на себя важное социальное обязательство.
Следует отметить, что за последние годы в Узбекистане помимо конституционного закрепления позиции государства в сфере защиты прав ребенка, осуществлена комплексная работа по совершенствованию законодательной базы и правопримененительной практики. И это процесс продолжается и сейчас.
В сфере были внедрены принципиально новые подходы и методы.
Самое важное – ведется значимая работа не только по налаживанию правового действенного механизма, но и по формированию в обществе абсолютно нового мышления, новых социальных норм касательно гарантий прав ребенка, его ценности в социуме.
Вместе с тем, на сегодняшний день в области обеспечения прав ребенка в фокусе внимания новые важные задачи, требующие последовательной и системной реализации.
Так, Узбекистан системно выполняет взятые на себя обязательства в рамках Конвенции ООН по правам ребенка.
В частности, принят Национальный план действий по выполнению рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения Пятого периодического доклада Республики Узбекистан по выполнению положений Конвенции ООНпо правам ребенка (на 2023-2027 годы)
Останавлюсь лишь на нескольких закрепленных в Конвенции о правах ребенка, рекомендациях по которым в Узбекистане осуществляется комплексная работа.
1. Защита ребенка от всех форм насилия.
Согласно статье 19 Конвенции прав ребенка, государство обязано предпринимать все необходимые законодательные, административные, социальные меры с целью защиты ребенка от всех форм насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения.
В Узбекистане осуществляется большая работа по противодействию насилия в отношении детей.
Сегодня в ходе нашего обсуждения я бы хотела привлечь Ваше внимание только на некоторые формы насилия в отношении детей.
Буллинг – одна из наиболее распространенных форм насилия в образовательных учреждениях.
Важно отметить, что случаи издевательств (буллинг) среди учащихся учебных заведений существуют во всех странах мира и оказывают серьезное негативное влияние на образование детей.
Для информации: По официальным оценкам ЮНЕСКО, 246 миллионов несовершеннолетних ежегодно сталкиваются с той или иной формой насилия в школе.
Школьное насилие является одной из причин психологических расстройств несовершеннолетних, воспитывающихся в нездоровых, эмоционально неблагоприятных условиях.
Какие правовые инструменты действуют в Узбекистане для предотвращения этого негативного явления?
Согласно статье №48 Закона Республики Узбекистан «Об образовании» установлен запрет на оказывание физического и (или) психологического насилие по отношению к другим участникам образовательно-воспитательного процесса и на препятствование выполнению ими своих обязанностей.
За последние годы в Узбекистане осуществлен ряд мер по предотвращению насилия среди учащихся в учебных заведениях. В частности, постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-4884 от 6 ноября 2020 г. созданы центры социально-психологической поддержки детей.
Одной из основных задач этих центров является защита психологического здоровья студентов, предотвращение различных форм насилия, выявление студентов с суицидальными наклонностями и оказание им социальной и психологической поддержки.
Помимо этого, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июня 2021 года № 339 введён порядок назначения государственных опекунов над несовершеннолетними.
Данные общественные воспитатели работают индивидуально с несовершеннолетними, оставшимися без присмотра и безнадзорности, совершившими правонарушения или общественно опасные деяния, а также оказывают помощь родителям (или их лицам, их заменяющим) в воспитании несовершеннолетних.
В то же время несистематическая реализация мер по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, особенно насилия среди обучающихся в образовательных учреждениях, вызывает некоторые негативные ситуации:
- несовершенство механизмов контроля за соблюдением дисциплины в образовательных учреждениях, в частности, в школах, в определенной степени способствует увеличению количества преступлений и правонарушений, совершаемых школьниками.
- несовершеннолетние, особенно школьники, все чаще используют агрессивные (нездоровые) методы решения взаимных проблем, а их хулиганство становится все более жестоким.
- становится все сложнее обеспечивать безопасность не только учащихся, но и преподавателей в образовательных учреждениях.
Пятая часть статьи №10 закона Республики Узбекистан "О гарантиях прав ребенка" устанавливает, что государство будет принимать меры по предотвращению всех форм эксплуатации и насилия в отношении ребенка, а также по выявлению и устранению причин и условий, позволивших им возникнуть.
Однако отсутствие отдельного комплексного законодательного документа о предотвращении насилия среди учащихся в образовательных учреждениях не позволило системно решить проблемы в этой сфере.
В настоящее время проект закона «О защите детей от всех форм насилия» разработан и вынесен на общественное обсуждение.
Согласно этому закону, буллинг:
- использование группой детей или одним ребенком оскорбительных прозвищ в отношении другого ребенка или детей, в том числе в отношении жертвы насилия;
- ограничение (бойкот) любого общения с ним, наложение ареста и (или) повреждение его имущества;
- публичное обсуждение его физических, психологических или интеллектуальных особенностей;
- упорные психологические и (или) физические агрессивные действия, выражающиеся в форме унижения чести и достоинства либо причинения вреда здоровью и жизни, в том числе через сети телекоммуникаций и глобальную информационную сеть Интернет.
Вместе с тем, разработана «Дорожная карта» по реализации мер, направленных на борьбу с «буллингом» (притеснениями и насилием) в образовательных учреждениях Республики Узбекистан, в рамках которой ряду официальных организаций поручена системная работа, направленная на устранение этой негативной ситуации.
В марте этого года также принят в первом чтении закон «О защите детей от всех форм насилия». Принятие закона очень важно, почему?
Во-первых. Именно этим законом определяются практически все формы насилия в отношении ребенка – это не только насилие, о котором мы привыкли слышать (физическое, психологическое, сексуальное), но и буллинг, дискриминация, небрежное отношение, лишение базовых потребностей, отсутствие заботы, эксплуатация (сексуальная, принуждение к опасному труду, к вступлению в брак, антисоциальному поведению, попрошайничеству, к получению религиозного образования или определению религиозной позиции).
Во-вторых. Закон четко регулирует деятельность уполномоченных органов в области защиты детей от всех форм насилия: полномочия, алгоритмы работы и взаимодействия.
В-третьих. Общие и индивидуальные меры по предотвращению насилия в отношении детей:
В-четвертых. Целый цикл мер по недопущению насилия в отношении детей в образовательных учреждениях.
Особо отмечу, что сегодня в фокусе нашей деятельности стоит проблема методов воспитания детей. И самое прискорбное, что, когда речь идет о воспитании, на повестке опять появляется вопрос насилия.
К сожалению, до сих пор насилие в различных формах присутствует как важный элемент воспитания, и по прежнему зачастую рассматривается как общественно приемлемое и терпимое явление. Наблюдается нормализация в обществе насильственного обращения к детям. Это подтверждается немалыми фактами подобного недопустимого обращения с детьми, с которыми нам приходится работать.
Действительно, чаще всего дети подвергаются насилию и в целом поражаются в личных правах главным образом, в ближайшем социальном окружении, в своем круге общения – дома, в школе, рядом с другими близкими.
Конечно же это глобальная проблема. Нужно констатировать, что в некоторых странах, не только Азиатского региона, но и Европы, по-прежнему считается, что насилие необходимо в качестве эффективного средства воспитания детей.
Однако сегодня в Узбекистане наблюдается существенный сдвиг парадигмы в этом вопросе. Раньше тема насилия в воспитании была табуирована, не принято было о ней даже говорить, насилие в семье замалчивалось, прикрывалось менталитетом и традициями. Но сейчас мы не только говорим об этом, но и даем ясный отчетливый сигнал в общество – права ребенка под защитой закона и государства. И это выражается в конкретных законодательных решениях, в нетерпимости к любым формам насилия в отношении детей.
Именно поэтому в свой деятельности мы работаем не только над восстановлением нарушенных прав ребенка через правовые меры, но и стараемся донести до наших людей – подобное отношение к ребенку недопустимо, мышление и социальные нормы в обществе относительно ценности ребенка необходимо менять!
Что же касается сексуализированных преступлений в отношении детей, в этом вопросе Детский омбудсман занимает самую жесткую и непремиримую позицию.
Хочу особо отметить, что сейчас в рамках своих полномочий мы эффективно взаимодействуем с органами дознания и предварительного следствия, прокуратурой и судом.
Так могу обозначить, ряд превентивных инструментов, которые мы используем при защите интересов детей-потерпевших от сексуализированного насилия. К примеру, сейчас действует такой порядок: органы дознания, предварительного следствия и суды письменно оповещают Детский омбудсман о решениях, приговорах (постановлениях), принятых по преступлениям против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних. Что это нам даёт? Получая информацию по каждому случаю сексуализированного насилия в отношении детей, мы активно включаемся в процесс и сопровождаем этот кейс в интересах ребенка. А это в свою очередь, существенно снижает риски укрытия преступлений, вынесение необоснованных решений в ходе следсвия и суда.
Так, Детский омбудсман вправе ознакомливаться с материалами любого уголовного дела, по которому участвует несовершеннолетний.
Помимо этого, мы участвуем в судебных процессах (в том числе и в закрытых) в целях защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка.
Еще один важный инструмент - мы вправе изучать приговоры и обратиться в прокуратуру о внесении на них протеста в интересах ребенка. Допустим, если по делу о преступлению против половой неприкосновенности ребенка был вынесен на наш взгляд, несправедливый приговор, мы выражаем свою позицию инициируя на него протест.
Все эти инструменты направлены на усиление действенности и эффективности защиты прав ребенка, особенно детей-жертв сексуализированных преступлений.
И все же, к сожалению, это работа с последствиями. Сейчас необходимо усилить превенцию подобных преступлений в отношении ребенка. А это целый спектр различных мер.
Сегодня мы системно работаем с ЮНИСЕФ, МДШО, Генпрокуратурой и другими причастными организациями над повышением осведомленности детей и их родителей об угрозах и рисках в том числе и сексуального насилия. Сейчас в школах распрастраняются наглядные, обучающие материалы, разъясняющие что это такое, как себя вести в подобных ситуациях, куда нужно обращаться.
Однако намного важнее, обеспечить превенцию, устранение рисков подобных вопиющих фактов. И здесь требуется более глубокий системный подход. В частности, во всех детских учреждениях необходимо минимизировать риски и наладить такую систему фильтрации и гарантий, чтобы у потенциальных преступников, людей, причиняющих вред детям, не было возможности доступа к ним!
Вам известно, что в Узбекистане строго ужесточено наказание за все формы сексуализированных преступлений, в отношении несовершеннолетних.
И очень важный аспект – законодательно установлено, что к лицам, совершившим сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних, не могут применяться гуманные акты в виде досрочного условного освобождения от наказания или замены наказания более мягким. Таким образом, наказания за подобные преступления предусматривают их полное и непрерывное отбытие.
Вместе с тем, предусмотрен запрет на занятие лицами, совершившими сексуальное насилие в отношении детей, деятельностью, связанной с воспитанием и обучением детей.
Отмечу, что с октября 2023 года начал действовать реестр лиц, совершивших в отношении детей сексуализированные преступления. Согласно общей интегрированной базе, такие лица впредь не смогут иметь доступ ни в одно из образовательных, спортивных или иных детских учреждений страны.
Все эти законодательные и организационные меры в целом, направлены на надежную защиту детей от сексуализированного насилия. Но процесс продолжается. Этот вопрос остается ключевым направлением нашей деятельности.
Процесс комплексных мер по предотвращению насилия в отношении детей в Узбекистане продолжается. Так, в рамках Национального плана действий в данный момент:
- Проводится обширное исследование и оценку распространенности, причин, характера и форм насилия;
- Социологическое исследование по изучению мнения детей о насилии в отношении детей;
- по итогам этих исследований будет разработана и принята комплексная стратегия по предотвращению и пресечению всех форм насилия в отношении детей, в которой особое внимание уделяется девочкам, детям с инвалидностью, детям в системе альтернативного ухода, детям, оставленным родителями-мигрантами, и детям в системе правосудия.
- Также сегодняшний день идет процесс по запуску внутренних механизмов по профилактике, сообщениям и реагированию на все случаи насилия в отношении детей во всех органах, организации которых работают с детьми непосредственно.
- Идет работа по созданию горячей линии только для обращения детей, запуск которой предусмотрен осенью этого года.
2. Право ребенка на информацию. Статья 17 Конвенции гарантирует ребенку доступ к информации и материалам, направленных на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.
Также согласно национальному законодательству, а в частности, согласно статье 16 Закона «О гарантиях прав ребенка», каждый ребенок имеет право на получение информации, не наносящей вреда его здоровью, нравственному и духовному развитию. Каждый ребенок имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением ограничений, предусмотренных законом.
Вместе с тем законодательно запрещается использование средств массовой информации, распространение литературы и показ фильмов, демонстрирующих порнографию, жестокость и насилие, оскорбляющих человеческое достоинство, оказывающих вредное воздействие на детей и способствующих совершению правонарушений.
Это особенно актуально на сегодняшний день, поскольку сейчас помимо прямого непосредственного насилия, угрозы насилия в отношении детей в цифровой среде становиться глобальным вызовом. Дети все более подвергаются насилию через Интернет. Они рискуют вступить в контакт с незаконным или вредным контентом, в том числе с порнографией, а также контентом, который призывает к злоупотреблению наркотическими веществами, самоубийствам и иным формам нанесения себе ущерба.
Также с развитием информационных технологий появился и новый вид буллинга: кибербуллинг, которая является формой электронного насилия, при котором несовершеннолетние могут подвергаться издевательствам, запугиванию или угрозам в онлайн-сообществах, социальных сетях или через сообщения.
Именно ввиду этого, сейчас мы работаем над формированием у каждого ребенка и подростка «информационный иммунитет несовершеннолетнего» — это способность несовершеннолетнего отражать негативное влияние информационной киберсреды, выражающаяся в умении выявлять информационные угрозы, определять степень их опасности и умело противостоять им.
Так, в частности, ведется работа над внедрением в школах образовательных программ, включающих специальные занятия, способствующие выработке навыков, защищающих детей от различных форм киберпреступности. Важно вести этот образовательный контент в тесном взаимодействии молодежи и привлечением родителей.
Вместе с тем, идет обсуждение по разработке новых инновационных программ по профилактике насилия, включающих доходчивую и наглядную информацию об опасностях в Интернете и других формах онлайн-насилия;
Также является целесообразным с ранних школьных классов включать в образовательную программу правила безопасности в социальной сети. При этом ответственность должна быть не только на школах или учителях, но очень важно, чтобы и родители были вовлечены в этот процесс и непрерывно общались со своими детьми на эту тему.
Важно отметить, что именно дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной частью нашего общества, и в силу особенностей возраста, личностной несформированности и незащищенности именно несовершеннолетние обладают повышенной "предрасположенностью" стать при определенных обстоятельствах жертвой различных форм насилия.
А это в свою очередь, обязывает нас – взрослых быть еще более чуткими, более осведомленными перед нынешними вызовами и суметь консолидировать все усилия государства и институтов гражданского общества для надежной защиты детей от современных угроз.
3. Право быть услышанным. Согласно, статье 12 Конвенции о правах ребенка, Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.
Существенная часть обращений, поступающих в секретариат Детского омбудсмана Узбекистана, содержат вопросы определения места проживания ребенка при семейных тяжбах родителей, находящихся в процессе развода. В основном, претензии к судебным решениям заключаются в том, что при рассмотрении в суде вопроса проживания ребенка, судебные решения преимущественно склоняются в пользу интересов матери. Участие ребенка в суде путем заслушивания его мнения предусмотрено с возраста 10 лет. Однако практика свидетельствует, что в судебных процессах недостаточно уделется внимания заслушиванию мнения ребенка даже старше 10 лет по вопросу определения его местопроживания с тем или иным родителем. А это, в свою очередь, ограничивает право ребенка быть услышанным и принимать участие в вопросах, касающихся его дальнейшей судьбы.
Представляется целесообразным формировать в судебной практике новые подходы по обеспечению приоритета наилучших интересов, независимо от позиций родителей в судебном споре, а также усилить реализацию права ребенка на участие в разрешении вопросов, касающихся его дальнейшей судьбы.
Именно эта задача сейчас определена в Национальном плане действий по выполнению рекомендаций по Конвенции ООН по правам ребенка.
Так, Ссылаясь замечание общего порядка № 12 (2009), Комитетом рекомендовано:
- обеспечить исполнение законодательства и нормативных актов, признающих право всех детей, включая детей в возрасте до 10 лет, быть заслушанными, в том числе в ходе судебных и административных разбирательств, особенно в тех, которые касаются гражданских дел и альтернативного ухода, и создать системы и/или процедуры для социальных работников и судов, чтобы они соблюдали этот принцип, а также процессы и процедуры, дружественные к детям, и пространства, где дети чувствуют себя в безопасности, выражая свои взгляды.
И во исполнение данного положения сейчас разработана и в скором времени будет принята Национальная стратегия дальнейшего совершенствования системы обеспечения доступа детей к правосудию в Республике Узбекистан на 2024-2034 годы.
Также сейчас межведомственной рабочей группой при Детском омбудсмане проводится мониторинг выполнения законов и правил, признающих право детей в возрасте до 10 лет быть заслушанными в ходе судебных разбирательств.
4. Статья 9 Конвенции, гарантирует каждому ребенку право жить и расти в кругу своей семьи, если это не противоречит наилучшим интересам ребенка.
В связи с этой гарантией прав ребенка, в Узбекистане внедрены альтернативные неинституциональные формы по уходу за детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель деинституционализации – обеспечить право каждого ребенка на жизнь в безопасной и заботливой семейной среде за счет снижения зависимости системы ухода за детьми от институциональной опеки и перехода к работе с детьми и их семьями на базе сообщества.
Деинституционализация - важная рекомендация ряда международных организаций, главным образом, Юнисеф, и сегодня мы продолжаем работать в этом направлении.
Так, с 2021 года в Узбекистане идет трансформация системы ухода за детьми, оставшимися без попечения родителей, этот процесс выстроен поэтапно и слажено.
Важно отметить, что при внедрении этого нового механизма учтена особая специфика и осуществлены следующие шаги:
- составление карты институциональных учреждений для того, чтобы получить полную статистику о детях, первоначально помещенных в учреждения, а также об их семьях, родственниках и близких.
- далее в учреждениях-интернатах собирается информация о расходах на уход и содержание каждого ребенка.
- На следующем этапе проводится оценка ситуации на основе данных мониторинга. При этом, особое внимание уделяется ситуации с предоставлением социальных услуг семьям, которые попали в сложную жизненную ситуацию, а также детям с ограниченными возможностями.
Так, в ходе деинституцианализации системы опеки детских учреждений на данный момент в Узбекистане:
В качестве альтернативной формы опеки по стране сейчас функционируют 130 семейных детских домов, в которых воспитывается 681 ребенок.
И это очень существенный результат в обеспечении для детей, лишенных родительской опеки условий, наиболее приближенных к семейной среде.
Сейчас в этом направлении в рамках Национального плана действий осуществляются следующие поэтапные шаги:
- Обучение специалистов секторов по защите детей применению стандартов и инструментов в процессе устройства и мониторинга качества жизненных условий и благополучия ребенка.
- Разработка и утверждение стандартов качества для всех учреждений альтернативного ухода и семейных домов, включая требования к обучению персонала, качеству жилья и услугам.
- Разработка и установление процедуры и инструментов для контроля качества, и поощрять улучшения.
- Разработка и проведение регулярных программ обучения и повышения квалификации для специалистов, работающих с семьями и детьми., включающие вопросы “Права детей”, “Социальная работа”, “Стандарты Кейс-менежмента в социальной работе с детьми и семьями”, “Супервизия”.
И в заключении, хотела бы отметить, что это лишь некоторые направления по выполнению международных обязательств Узбекистана в рамках Конвенции по правам ребенка.
В целом, важно обозначить, что предпринимаемые сегодня в Узбекистане усилия и действия в этой сфере охватывает практически весь спектр интересов ребенка.
Уважаемые коллеги и участники сегодняшней конференции!
Ввиду регламента мероприятия, я постаралась остановится лишь на некоторых аспектах опыта Узбекистана в области обеспечения наилучших интересов ребенка.
Еще раз благодарю, за приглашение участвовать в этом важном мероприятии. Институт Детского омбудсмана Узбекистана и в дальнейшем активно участвовать в работе этой международной платформы – диалога уполномоченных стран СНГ.
Уважаемая Асель Рыспековна, желаю Вам успешной и продуктивной работы в рамках сегодняшней конференции.
Большое спасибо за внимание!