Особенности реализации несовершеннолетними детьми своих прав и обязанностей в современном гражданском обороте
Уполномоченный Олий Мажлиса по правам ребенка (Детский омбудсман) – это должностное лицо, которое осуществляет парламентский контроль за соблюдением законодательства о правах ребенка госорганами, в том числе правоохранительными и контролирующими, а также предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами.
Законом «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детском омбудсмане)», принятом 28 февраля этго года, определены основные задачи, права и обязанности Уполномоченного по правам ребенка, в том числе:
· направление должностным лицам предостережений о недопустимости нарушения законодательства о правах ребенка;
· внесение руководителям госорганов и иных организаций обязательные к рассмотрению представлений о нарушениях законодательства о правах ребенка, устранении причин и условий, им способствующих;
· внесение в соответствующие органы ходатайства о привлечении к ответственности лиц, в действиях или бездействии которых выявлены нарушения прав ребенка.
· принимать участие в судебных процессах, включая закрытые судебные заседания, в целях защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка в случаях и формах, установленных законом.
· Обращение в суды с жалобыми и исками по восстановлению нарушенных прав детей.
3. Право быть услышанным. Согласно, статье 12 Конвенции о правах ребенка, Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.
Существенная часть обращений, поступающих в секретариат Детского омбудсмана Узбекистана, содержат вопросы определения места проживания ребенка при семейных тяжбах родителей, находящихся в процессе развода. В основном, претензии к судебным решениям заключаются в том, что при рассмотрении в суде вопроса проживания ребенка, судебные решения преимущественно склоняются в пользу интересов матери. Участие ребенка в суде путем заслушивания его мнения предусмотрено с возраста 10 лет. Однако практика свидетельствует, что в судебных процессах недостаточно уделется внимания заслушиванию мнения ребенка даже старше 10 лет по вопросу определения его местопроживания с тем или иным родителем. А это, в свою очередь, ограничивает право ребенка быть услышанным и принимать участие в вопросах, касающихся его дальнейшей судьбы.
Представляется целесообразным формировать в судебной практике новые подходы по обеспечению приоритета наилучших интересов, независимо от позиций родителей в судебном споре, а также усилить реализацию права ребенка на участие в разрешении вопросов, касающихся его дальнейшей судьбы.
Именно эта задача сейчас определена в Национальном плане действий по выполнению рекомендаций по Конвенции ООН по правам ребенка.
Так, Ссылаясь на замечание общего порядка № 12 (2009), Комитетом рекомендовано:
- обеспечить исполнение законодательства и нормативных актов, признающих право всех детей, включая детей в возрасте до 10 лет, быть заслушанными, в том числе в ходе судебных и административных разбирательств, особенно в тех, которые касаются гражданских дел и альтернативного ухода, и создать системы и/или процедуры для социальных работников и судов, чтобы они соблюдали этот принцип, а также процессы и процедуры, дружественные к детям, и пространства, где дети чувствуют себя в безопасности, выражая свои взгляды.
И во исполнение данного положения сейчас разработана и в скором времени будет принята Национальная стратегия дальнейшего совершенствования системы обеспечения доступа детей к правосудию в Республике Узбекистан на 2024-2034 годы.
Также сейчас межведомственной рабочей группой при Детском омбудсмане проводится мониторинг выполнения законов и правил, признающих право детей в возрасте до 10 лет быть заслушанными в ходе судебных разбирательств.
В Секретариат Детского омбудсмана поступают обращения гражданского характера по следующим вопросам:
· По гражданским спорам по определению места жительства ребенка в ходе бракоразводного процесса :
· Не учитываются доводы отцов, приоритет на матерей; (материнство, отцовство и детство охраняется государством);
· Кейсы отцов, добивающегося чтобы дети проживали с ними (Зебо Исакджанова)
· Недостаточно изучаются условия проживания, эмоционально- воспитательная среда обоих родителей;
· При утрате одного из родителей приоритет делается имеющемуся родителю, который даже не участвовал в жизни ребенка;
· Дети не заслушиваются, а если и так, то не принимается их мнение в должном порядке;
· Право наследования на имущество родителей (Чуфарина, Сирдарё нотариус)
· По воспрепятствованию выезду ребенка зарубеж;
· По проблемам исполнения судебных решений, связанных с принудительной передачей ребенка от одного родителя другому;
· По обеспечению жилищных прав и прав наследования имуществом
4. Статья 9 Конвенции, гарантирует каждому ребенку право жить и расти в кругу своей семьи, если это не противоречит наилучшим интересам ребенка.
В связи с этой гарантией прав ребенка, в Узбекистане внедрены альтернативные неинституциональные формы по уходу за детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель деинституционализации – обеспечить право каждого ребенка на жизнь в безопасной и заботливой семейной среде за счет снижения зависимости системы ухода за детьми от институциональной опеки и перехода к работе с детьми и их семьями на базе сообщества.
Деинституционализация - важная рекомендация ряда международных организаций, главным образом, Юнисеф, и сегодня мы продолжаем работать в этом направлении.
Так, с 2021 года в Узбекистане идет трансформация системы ухода за детьми, оставшимися без попечения родителей**, этот процесс выстроен поэтапно и слажено.**
Важно отметить, что при внедрении этого нового механизма учтена особая специфика и осуществлены следующие шаги:
- составление карты институциональных учреждений для того, чтобы получить полную статистику о детях, первоначально помещенных в учреждения, а также об их семьях, родственниках и близких.
- далее в учреждениях-интернатах собирается информация о расходах на уход и содержание каждого ребенка.
- На следующем этапе проводится оценка ситуации на основе данных мониторинга. При этом, особое внимание уделяется ситуации с предоставлением социальных услуг семьям, которые попали в сложную жизненную ситуацию, а также детям с ограниченными возможностями.
Так, в ходе деинституцианализации системы опеки детских учреждений на данный момент в Узбекистане:
- закрыты 23 детских учреждения – 14 детских домов, 4 детских городка, 5 домов ребенка.
- Сейчас по стране действует всего лишь 2 детских дома, в которых находятся 147 детей. (Детский дом для детей с ограниченными возможностями - 98)
- 3 СОС - детские деревни – 164 ребенка.
В качестве альтернативной формы опеки по стране сейчас функционируют 130 семейных детских домов, в которых воспитывается 681 ребенок.
И это очень существенный результат в обеспечении для детей, лишенных родительской опеки условий, наиболее приближенных к семейной среде.
Сейчас в этом направлении в рамках Национального плана действий осуществляются следующие поэтапные шаги:
- Обучение специалистов секторов по защите детей применению стандартов и инструментов в процессе устройства и мониторинга качества жизненных условий и благополучия ребенка.
- Разработка и утверждение стандартов качества для всех учреждений альтернативного ухода и семейных домов, включая требования к обучению персонала, качеству жилья и услугам.
- Разработка и установление процедуры и инструментов для контроля качества, и поощрять улучшения.
- Разработка и проведение регулярных программ обучения и повышения квалификации для специалистов, работающих с семьями и детьми., включающие вопросы “Права детей”, “Социальная работа”, “Стандарты Кейс-менежмента в социальной работе с детьми и семьями”, “Супервизия”.
В целом, важно обозначить, что предпринимаемые сегодня в Узбекистане усилия и действия в этой сфере охватывает практически весь спектр интересов ребенка. Так, Узбекистан системно и действенно ведет работу по выполнению международных обязательств в рамках Конвенции по правам ребенка.
В заключение важно обозначить, что обеспечение наилучших интересов ребенка является одним из ключевых направлений государственной политики Узбекистана, и все предпринимаемые сегодня в стране усилия и действия в этой сфере охватывает практически весь спектр интересов ребенка. Так, Узбекистан системно и действенно ведет работу по выполнению международных обязательств в рамках Конвенции по правам ребенка.
Поскольку единая и главная задача – чтобы каждый ребенок, каждый маленький гражданин нашей страны имел возможность эффективно и равно пользоваться гарантированными ему правами и свободами.