
Ma'ruza

Добрый день, уважаемые участники конференции!
Прежде всего, хотелось бы выразить благодарность нашим близким соседям - братскому Казахстану, в лице Закиевой Динаре Болатовны за приглашение участвовать на этом важном международном мероприятии и приветствовать всех уполномоченных стран СНГ, занятых благородной миссией – миссией защиты интересов детей!
Уважаемые коллеги, пользуясь возможностью участия на такой уникальной международной площадке обмена опытом, хотела бы кратко ознакомить Вас с национальной практикой Узбекистана в сфере защиты прав ребенка.
Несомненно, каждое демократическое государство имеет закрепленное в международном праве обязательство гарантировать во всех действиях в отношении детей приоритет наилучшего обеспечения интересов ребенка”.
Все международные документы в области прав человека, распространяется на детей в той же мере, как и на взрослых. В частности, в международных актах, касающихся прав ребенка, четко устанавливается - государство несет позитивную обязанность принимать эффективные меры по защите интересов ребенка.
Исторический факт, первым международным документом, подписанным Узбекистаном (1992 г.) с момента обретения независимости стала именно Конвенция ООН по правам ребенка.
Так Узбекистан, на ряду всех государств-подписантов данной Конвенции, принял на себя международное обязательство.
Ввиду которого, а также исходя из приоритета новых конституционных гарантий, обеспечение наилучших интересов ребенка – обозначено как одно из ключевых направлений государственной политики Узбекистана.
Так согласно Конституции в новой редакции, государство берет на себя важное социальное обязательство.
А в частности, обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка, создание наилучших условий для его полноценного физического, умственного и культурного развития являются обязанностью государства.
Следует отметить, что за последние годы в Узбекистане помимо конституционного закрепления позиции государства в сфере защиты прав ребенка, осуществлена комплексная работа по совершенствованию законодательной базы и правопримененительной практики. И это процесс продолжается и сейчас.
А в частности, национальное законодательство сейчас содержит более сорока законодательных актов и более пятиста подзаконных актов, связанных с правами ребенка.
В сфере были внедрены принципиально новые подходы и методы.
Самое важное – ведется значимая работа не только по налаживанию правового действенного механизма, но и по формированию в обществе абсолютно нового мышления, новых социальных норм касательно гарантий прав ребенка, его ценности в социуме.
Вместе с тем, согласно новой конституционной норме, национальные институты по правам человека дополняют существующие формы и средства защиты прав и свобод человека.
Таким национальным институтом является Уполномоченный Олий Мажлиса по правам ребенка - Детский омбудсман.
В целях законодательного урегулирования деятельности детского омбудсмана и эффективности данного политического института совсем недавно был принят закон «Об уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детском омбудсмане)».
Так, законом закрепляются действенные полномочия Детского омбудсмана. Впредь уполномоченный вправе:
направлять предупреждения и вносить представления должностным лицам о недопущении нарушений законодательства о правах ребенка;
- вносить предложения и принимать непосредственное участие в заседаниях Палат Олий Мажлиса, Кабинета министров, Конституционного суда и Пленума Верховного суда;
проводить изучение мер по предотвращению в отношении ребенка пыток, насилия, другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения либо наказания;
- Проводить мониторинг условий содержания заключенных под стражу несовершеннолетних, встречаться с ними ознакомление с материалами;
Вместе с тем, детский омбудсман осуществляя свою функцию, эффективно взаимодействует с органами дознания и предварительного следствия, прокуратурой и судом путем следующих полномочий:
- органы дознания, предварительного следствия и суды письменно оповещают Детский омбудсман о решениях, приговорах (постановлениях), принятых по преступлениям против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних;
- Детский омбудсман участвует в судебных процессах в целях защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка;
- вправе ознакомливаться с материалами любого уголовного дела, по которому участвует несовершеннолетний;
- также вправе изучать приговоры и обратиться в прокуратуру о внесении на них протеста в интересах ребенка.
Все эти инструменты направлены на усиление действенности и эффективности защиты интересов ребенка в Узбекистане.
Переходя от институциональной реформы в сфере к ее содержанию, важно отметить, что защита прав ребенка проходит красной нитью по всей ткани государственной политики Узбекистана.
В результате такого особого подхода за последние несколько лет в Узбекистане:
- охват детей страны дошкольным образованием с 27% вырос до 76 процентов;
- существенное снижаются показатели перинатальной (1,3 раза) и детской смертности (на 12% за 5 лет);
- и конечно же полное искоренение в республике детского труда, на основе независимого глубокого анализа ситуации в нашей стране, этот факт получил широкое международное признание.
Так, в Глобальном индексе благополучия детей Узбекистан в 2021 году поднялся на 16 позиций и эта положительная динамика уверенно продолжается.
Вместе с тем, на сегодняшний день в области обеспечения прав ребенка в фокусе внимания новые важные задачи, требующие последовательной и системной реализации.
А в частности, обеспечение социальных и личных прав ребенка – его право на качественное и непрерывное образование; а также право ребенка расти и развиваться в условиях, безопасных для его жизни, физического и ментального здоровья.
Останавлюсь лишь на некоторых закрепленных в Конвенции о правах ребенка, рекомендациях по которым Узбекистан системно выполняет свои обязательства.
1. Защита ребенка от всех форм насилия.
Согласно статье 19 Конвенции прав ребенка, государство обязано предпринимать все необходимые законодательные, административные, социальные меры с целью защиты ребенка от всех форм насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения.
В Узбекистане осуществляется огромная работа по противодействию насилия в отношении детей.
В частности, принятие 16 апреля 2023 года закона Республики Узбекистан «О совершенствовании системы надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей» стало настоящим историческим событием и вывело на абсолютно новый уровень подходы в области защиты прав детей.
Следует отметить, Законом криминализовано семейное насилие, установлены соответствующие меры административной и уголовной ответственности.
- в частности, домашние насилие, совершённое в отношении несовершеннолетнего - наказывается лишением свободы от 7 до 10 лет.
Также ужесточено наказание за все формы сексуализированных преступлений, в отношении несовершеннолетних.
- Вступление в половую связь с лицом, не достигшим 18 лет, впредь наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет, а в отношении ребенка до 14 лет - наказание лишение свободы – с 15 до 20 лет.
- при таких преступлениях факт того, что фигуранты — это лица, осуществляющие воспитание, обучение или уход за несовершеннолетним, является отягчающим обстоятельством, поскольку лицо, злоупотребляет беспрепятственным доступом к ребенку и его доверием. Впредь такие лица будут наказываться лишением свободы от 10 до 15 лет.
И очень важный аспект – законодательно установлено, что к лицам, совершившим сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних, не могут применяться гуманные акты в виде досрочного условного освобождения от наказания или замены наказания более мягким.
Таким образом, наказания за подобные преступления предусматривают их полное и непрерывное отбытие.
Вместе с тем, предусматривается и запрет на занятие лицами, совершившими сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних, видами деятельности, предусматривающими воспитание, обучение детей и непосредственную работу с детьми.
Важно отметить, что с октября 2023 года начал действовать реестр лиц, совершивших в отношении детей сексуализированные преступления. Согласно общей интегрированной базе, такие лица впредь не смогут иметь доступ ни в одно из образовательных, спортивных или иных детских учреждений страны.
В настоящее время также прошел общественное обсуждение и внесен в парламент страны проект закона «О защите детей от всех форм насилия». Принятие закона очень важно, почему?
Во-первых. Именно этим законом определяются практически все формы насилия в отношении ребенка – это не только насилие, о котором мы привыкли слышать (физическое, психологическое, сексуальное), но и буллинг, дискриминация, небрежное отношение, лишение базовых потребностей, отсутствие заботы, эксплуатация (сексуальная, принуждение к опасному труду, к вступлению в брак, антисоциальному поведению, попрошайничеству, к получению религиозного образования или определению религиозной позиции).
Во-вторых. Закон четко регулирует деятельность уполномоченных органов в области защиты детей от всех форм насилия: полномочия, алгоритмы работы и взаимодействия.
В-третьих. Общие и индивидуальные меры по предотвращению насилия в отношении детей:
- выдача охранного ордера;
- изъятие ребенка из семьи,
- обеспечение специальных мер защиты детей;
- ограничение прав лиц, оказавших насилие к детям и тд.
В-четвертых. Целый цикл мер по недопущению насилия в отношении детей в образовательных учреждениях.
2. Право ребенка с особенностями на полноценную жизнь.
Статья 23 Конвенции прав ребенка гарантирует, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок вправе на полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Непосредственной имплементацией данного требования Конвенции следует считать новую конституционную норму, согласно которой для детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях обеспечиваются инклюзивное образование и воспитание.
Именно ввиду этого государственного обязательства, детям с особенностями должны быть представлены все необходимые условия полноценной жизни, чтобы они не оставались наедине со своими проблемами, а росли и развивались как равноценные члены социума. В частности, образование должно быть организовано таким образом, чтобы дети обучались не в изоляции, а напротив, в общих, адаптированных под особенности детей условиях.
Согласно этому подходу, на сегодняшний день на первом этапе образовательные программы 112 школ и 74 дошкольных учреждений проходят трансформацию для адаптации к инклюзивному обучению.
4. Статья 9 Конвенции, гарантирует каждому ребенку право жить и расти в кругу своей семьи, если это не противоречит наилучшим интересам ребенка.
В связи с этой гарантией прав ребенка, в Узбекистане внедрены альтернативные неинституциональные формы по уходу за детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель деинституционализации – обеспечить право каждого ребенка на жизнь в безопасной и заботливой семейной среде за счет снижения зависимости системы ухода за детьми от институциональной опеки и перехода к работе с детьми и их семьями на базе сообщества.
Деинституционализация - важная рекомендация ряда международных организаций, главным образом, Юнисеф, и сегодня мы продолжаем работать в этом направлении.
Так, с 2021 года в Узбекистане идет трансформация системы ухода за детьми, оставшимися без попечения родителей, этот процесс выстроен поэтапно и слажено.
Важно отметить, что при внедрении этого нового механизма учтена особая специфика и осуществлены следующие шаги:
- составление карты институциональных учреждений для того, чтобы получить полную статистику о детях, первоначально помещенных в учреждения, а также об их семьях, родственниках и близких.
- далее в учреждениях-интернатах собирается информация о расходах на уход и содержание каждого ребенка.
- На следующем этапе проводится оценка ситуации на основе данных мониторинга. При этом, особое внимание уделяется ситуации с предоставлением социальных услуг семьям, которые попали в сложную жизненную ситуацию, а также детям с ограниченными возможностями.
Так, в ходе деинституцианализации системы опеки детских учреждений на данный момент в Узбекистане:
- закрыты 23 детских учреждения – 14 детских домов, 4 детских городка, 5 домов ребенка.
- Сейчас по стране действует всего лишь 2 детских дома, в которых находятся 147 детей. (Детский дом для детей с ограниченными возможностями - 98)
3 СОС - детские деревни – 164 ребенка.
В качестве альтернативной формы опеки по стране сейчас функционируют 130 семейных детских домов, в которых воспитывается 681 ребенок.
И это очень существенный результат в обеспечении для детей, лишенных родительской опеки условий, наиболее приближенных к семейной среде.
В целом, важно обозначить, что предпринимаемые сегодня в Узбекистане усилия и действия в этом направлении охватывает практически весь спектр интересов ребенка – его личных, социальных, культурных и иных прав и свобод.
Уважаемые коллеги и участники сегодняшней конференции!
Ввиду регламента мероприятия я постаралась остановится лишь на некоторых аспектах опыта Узбекистана в сфере обеспечения наилучших интересов ребенка.
Еще раз благодарю за приглашение участвовать в этом важном мероприятии. Выражаю уверенность, что уже в ближайшее время институт Детского омбудсмана Узбекистана официально присоединится к этой международной платформе – диалогу уполномченных стран СНГ.
Поскольку наша единая и главная задача – чтобы каждый ребенок, каждый маленький гражданин наших стран имел возможность эффективно и равно пользоваться гарантированными ему правами и свободами!
А для этого нам необходимо налаживать взаимное конструктивное и устойчивое сотрудничество, обмениваться опытом и вместе развиваться!
Большое спасибо за внимание!