Дети, тема их достоинства для любого человека, даже когда он далек от политики, будут по-прежнему важнее и внимательнее всего на свете. Вот почему, вступая в должность детского омбудсмена, я был полон мыслей о том, готов ли я работать в этой конкретной, деликатной области, чтобы увидеть, справлюсь ли я с этой работой.
Одним из основных направлений нашей деятельности являются проблемы стилей воспитания детей. От того, как воспитываются дети в стране, зависит множество вопросов. Самое печальное, что когда дело доходит до воспитания детей, на повестке дня снова появляется тема насилия.
Почему? Потому что в менталитете нашего общества глубоко укоренилось не считать ребенка отдельной личностью. Исторически ценность ребенка как личности, как обладателя личных, социальных и иных прав принципиально не учитывалась. В результате такого мышления формируется наше отношение к ребенку, глагол, который проявляется в том, что мы не пытаемся его услышать, не позволяем ему самостоятельно принимать даже важные для его судьбы решения, начиная от выбора, связанного с его самыми основными потребностями.
К сожалению, насилие в различных формах по-прежнему является важным элементом воспитания и по-прежнему воспринимается в обществе как должное, в ходе нашей деятельности мы сталкиваемся с множеством доказательств, подтверждающих это. Дети продолжают лишаться своих прав в наиболее привычной для них социальной среде – дома, в школе, среди близких. Конечно, это глобальная проблема. Важно отметить, что не только в Азии, но и в некоторых странах Европы насилие рассматривается как необходимое эффективное средство воспитания детей.
Однако сегодня в Узбекистане в этом вопросе происходят серьезные изменения парадигмы. Помните, что тема насилия в образовании и воспитании является табу, и говорить о ней было не принято, домашнее насилие было без него, замаскировано менталитетом и традициями. Но сейчас мы не только говорим об этом, но и даем четкий сигнал обществу: права ребенка находятся под защитой закона и государства.
Еще одна сложная проблема в нашей реальности-раннее вступление в брак. К сожалению, из-за традиций, исторического менталитета нашего края это явление в нашем обществе хоть и редкое, но все же сохраняется.
В чем причина? Причины такие же, как и 100 лет назад. По сути, это инстинкт родителей выдать свою дочь замуж за хорошее место и обеспечить ей комфортную и стабильную жизнь. Да, 1 век назад в социальном и историческом плане такая ситуация была оправдана. У девушек не было другого жизненного пути, кроме как рано выйти замуж. Но сейчас времена совсем другие: у девочек очень широкие возможности для получения образования, получения профессии, самореализации и творчества. Необходимо изменить взгляды, сформировавшиеся под влиянием различных традиций и мотивов.
У девочки такое же достоинство, как и у мальчика! Он имеет право учиться и развиваться. Очевидно, что женитьба также является важным этапом в его жизни, но он должен идти к этому осознанно, чтобы на него не давили родители и общество. Ранний брак на самом деле снова открывает путь к насилию. Только и только девушка, готовая выйти замуж и служить мужу, не найдет возможности ни поработать над собой, ни развиваться как личность, ни как профессионал. В результате женщина подвергается всем видам насилия одновременно.
Но надо сказать, что все начинается с экономического насилия, то есть с этой формы подчинения. Самостоятельная профессия-сложно ограничить в правах девушку, которая может заниматься кори, заниматься собой. Поэтому основное внимание следует уделять обучению девочек не только традиционным профессиям, но и точным и естественным наукам. В настоящее время в стране ведется серьезная работа по этому вопросу. Например, образование Stem (Science, Technology, Engineering, Mathematics) - это модель, которая сочетает в себе естественные науки и инженерные науки.
Когда дело доходит до насилия, к сожалению, следует также упомянуть насилие сексуального характера в отношении несовершеннолетних, поскольку детский омбудсмен занимает твердую позицию по этому вопросу.
В этом плане мы тесно сотрудничаем со всеми органами правовой системы. По каждому делу о сексуальных преступлениях в отношении детей нам предоставляется письменная информация, мы участвуем в судебных процессах и можем выступить с инициативой о введении протеста против приговора в интересах детей.
Как вы знаете, в Узбекистане ужесточены наказания, применяемые к несовершеннолетним за любые формы сексуальных преступлений. Реестр лиц, совершивших такие преступления, начали вести с октября 2023 года, и даже после отбытия наказания детям будет запрещено поступать на работу в образовательные учреждения. Конечно, борьба с этой проблемой требует широкого спектра мер.
Сегодня мы систематически работаем с Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), министерством дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан, Генеральной прокуратурой и другими заинтересованными организациями с целью информирования детей и их родителей об угрозах и рисках, включая сексуальное насилие. В настоящее время в школах распространяются наглядные учебные материалы, объясняющие, что такое сексуальное насилие, как вести себя при столкновении с такой ситуацией, куда обращаться.
В нашем обществе преобладает противоречивое отношение к половому воспитанию. Почему-то многие думают, что это приводит к нарушению воспитания ребенка. На мой взгляд, необходимо поэтапно включить этот урок в школьную программу в качестве необязательного, а не факультативного, с учетом различных отдельных аспектов и рекомендовать его выбор родителям.
Сурайя Рахмонова,
Уполномоченный Олий Мажлиса по правам ребенка (детский омбудсмен)